История трех сел и одного храма.

Что о потерях говорить –
Их слишком много.
Но как оплакать, искупить
Потерю Бога

1. ИЗ ИСТОРИИ

«Ударный», «Красный боевик» а теперь город Котовск, судя по революционным названиям самый молодой населенный пункт в нашем округе. Названия сел, которые его окружают, уводят нас в историю царской России: Сухотинка (граф Сухотин), Знаменка (имение жены Пушкина – Натальи Гончаровой), Большая Липовица (родина Святого преподобного оптинского старца Амвросия Оптинского), а названия Царевка, Князево, Княжево говорят сами за себя… И, конечно, во всех этих населенных пунктах были храмы. Да и как могло быть иначе в государстве, где даже князья и царь прославлены в лике святых.
Как мало осталось той царской России в этих селах! Как много уничтожила кровавая революция 1917 года. И как важно для нас жителей относительно молодого города Котовска знать историю родного края, собрать то, что сохранилось в архивах и еще живо в памяти коренных жителей этих сел, ведь их остается все меньше и меньше.
На развилке трех сел: Княжево, Ковальское и Арапское какое-то время стоял простой деревянный крест, а затем здесь началось строительство храма. Почему было выбрано именно это место? Кто является руководителем стройки? Интернет-ресурсы, беседы с местными жителями, архивные документы помогли нам найти ответы на эти вопросы.
Крест на развилке трех сел был поставлен неслучайно, здесь находилась церковь. В окладных книгах говорится, что уже «в 1702 году стояла Церковь Казанской богородицы в новоселебном селе Нару-Тамбов. У тое церкви двор попа Сафрония… Да в приходе к той церкви в том селе и за речкой Нарутамбовом, в приходских деревнях, девять дворов помещиковых возле дворов крестьянских, 16 дворов иноземцев черкасов (украинцев), двор вдовий, двор мельников». А село Нару-Тамбов и есть село Княжево. Получило оно название по титулу своего основателя князя Ивана Андреевича Волконского, куда он переселил своих крепостных крестьян. В документах первой ревизской сказки 1719 года в «селе Богородицком, Княжево тож» числилось 123 крепостных (мужчин), которые принадлежали князю.
В 1767 году в ревизской сказке появляются крестьяне прокурора Дмитрия Хвощинского. Его сыну – коллежскому асессору Андрею Дмитриевичу Хвощинскому, принадлежала деревня Андреевка, получившая название от имени хозяина (сейчас — Кочетовка). Первая его дочь Мария Андреевна вышла замуж за подполковника Ковальского и стала носить его фамилию, а принадлежащая ей деревня стала называться Ковальское. Вторая его дочь вышла замуж за Дмитрия Николаевича Сатина (имение Сатинка). Сын от этого брака — Аркадий Дмитриевич Сатин женился на Конкордии Николаевне Араповой отсюда название деревни Арапское.
Местность эта была хорошо освоена. Мужики делали запруды и воды рек: Нару-Тамбов и Узкензер встречали мельницы, которые упоминались в первых ревизских сказках. Крестьянские хозяйства были крепкие. Почти в каждом селе стояла церковь: в Коптево, в Бабинке, недалеко Сухотинский монастырь, а церковь Казанской иконы Божьей Матери находилась на развилке трех сел Княжево, Ковальское и Арапское (другое название Пречистенский буерак).
Церковь была настоящим украшением этой местности. Из поколения в поколение сельские жители передавали, что при ее строительстве в раствор добавляли яйца. Строили на века! Стены и купол храма были расписаны фресками, по воспоминаниям жителей изображения святых были ростовые. Не одно поколение сельчан собиралось здесь на молитву по зову колокола. Построил ее помещик Хвощинский и завещал похоронить себя рядом с ней.
Рядом с церковью — сельское кладбище. В церковной ограде тоже были захоронения. По воспоминаниям Зои Серафимовны Ивлевой (в девичестве Пискарева) могильных памятников было не меньше десяти, на одном из которых, была фамилия Хвощинский с именем, отчеством, датами рождения и смерти. Склепы (их было несколько) представляли собой подобие колодца, с бревенчатыми стенами и потолком.

2. ТАМБОВСКИЕ ВОЛКИ

Беда в эти места пришла вместе с революцией. В 1917 году к власти пришли атеисты, и отношение к церкви начинает меняться. В 1920 году на Тамбовщине начинается крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова. В 1921 году сопротивление откровенному грабежу крестьянских хозяйств было подавлено, но его последователи, а по воспоминаниям местных жителей настоящие бандиты, еще долго проходили по крестьянским избам и насильно забирали мужиков в свои ряды.
Таганова (в девичестве Кузнецова) Юлия Васильевна вспоминает: «Моего деда Ефрема забрали бандиты – штаб их находился в селе Сампур. Туда его и погнали с другими мужиками. Понимая, что дело их безнадежное, да и красные придут — пощады не жди. Ефрем и еще несколько мужиков спрятались в стогу соломы. Но бандиты обнаружили их исчезновение. Вернулись и стали рубить стог саблями. Дед погиб, весь стог был окрашен кровью ни в чем неповинных мучеников. Такие вот были времена…
Через некоторое время красноармейцы разбили сопротивление бандитов, согнали всех мужиков в Казанскую церковь и там решали их судьбу – кого расстрелять, как сочувствующих бандитам, а кого отпустить. Те, кого отпустили, бежали домой и рыдали в голос от радости, что остались живы! Среди них был другой мой дед – Михаил, который спасся и, рассказывая об ужасах, которые пережил – плакал»

3. ОТЕЦ АНАТОЛИЙ

Перед революцией в начале 1917 года в Казанской церкви начал свое служение молодой священник Анатолий Петрович Пискарев. Родился он в 1882 году в городе Моршанске в семье служащих. Окончил миссионерские курсы в городе Казани, и Тамбовская епархия направила его настоятелем в храм Казанской иконы Божьей Матери на развилке трех сел.
Поселился батюшка в селе Ковальское с матушкой Анной Григорьевной. Было у них шестеро детей, но трое умерли в младенчестве. Остались две дочери: Нина и Антонина, и сын Серафим. Хозяйство небольшое – корова, да огород. Дети играли вместе с крестьянскими ребятишками.
16 лет прослужил батюшка на приходе, и время это было не простое — революция, антоновский мятеж, репрессии. 12 апреля 1933 года отец Анатолий был арестован ОГПУ Сампурского района и содержался под стражей в Тамбовском Домзаке.
Обвинялся он в том, что систематически проводил контрреволюционную пропаганду. Заседанием тройки ПП ОГПУ по ЦЧО по внесудебному рассмотрению дел 16 мая 1933 года отец Анатолий был осужден по ст.58 п.10 УК РСФСР к ссылке через ПП ОГПУ в Северный край сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба священника Пискарева Анатолия Петровича неизвестна. Нет ни фотографий, ни сведений о месте его захоронения.
Когда отца Анатолия забрали, его семья, в буквальном смысле оказалась на улице — из дома их выселили. Зоя Серафимовна вспоминает, что к Агаповым Василию Митрофановичу и Анне Гавриловне приходила матушка с одним узелком (все, что ей оставили) и просилась переночевать, но хозяева, посовещавшись, не пустили. Матушка с тремя детьми была вынуждена уехать в Хабаровск, чтобы не умереть с голоду. Страх перед властями в то время был так велик, что помочь бедной женщине не решались. Досталось даже внучке батюшки Анатолия — Зое (дочери его сына – Серафима). Когда ее семья вернулась в родные места — отца к этому времени уже не стало, он погиб на фронте — ее дразнили «попиха».

4. БАРСКИЙ ДОМ

В Арапском, на «Московкиной» горе, Напротив церкви, стоял барский дом. Барин, по воспоминаниям жителей, носил фамилию Астафьев и проживал в Москве – отсюда и название горы. В Арапском он бывал наездами, вел хозяйство управляющий имением. Юлия Никитична Варникова вспоминает, что ее дед купил землю на деньги, которые занял у барина. Расплатился с ним и работал на этой земле, пока его не раскулачили. Дом окружали дворовые постройки и конюшни. После революции дом опустел, что стало с хозяевами – уже никто не помнит.
Дом ветшал, и через некоторое время там поселилась женщина – Полина Марковна, которую односельчане в шутку стали называть барыня Маревна. Прожила она там довольно долго, не менее десяти лет. И, наверное, никуда бы не переехала, если бы не одно событие, о котором до сих пор вспоминают односельчане. В «барском» доме Полине Марковне явилась женщина. Помня советы святых отцов «Маревна» начала читать молитвы. Женщина стала молиться вместе с ней. Конечно, это событие обсуждалось в деревне и односельчане единодушно пришли к выводу, что явилась ей Матерь Божия. Не зная как истолковать это явление, Полина Марковна покинула барский дом.
С «Московкиной» горы открывался потрясающий вид на окрестности. Возле барского дома находился колодец, хотя на таком высоком месте докопаться до воды очень непросто. Как-то раз, сельские парни, наверное, в поисках сокровищ, рискнули спуститься в этот колодец. Он был так глубок, что среди бела дня они увидели как в подзорную трубу темное небо и звезды, а вот сокровищ не увидели.
Еще один барский дом стоял в селе Княжево недалеко от водонапорной башни. Его окружал замечательный сад с цветниками и фруктовыми деревьями. В этом саду находилась небольшая деревянная церковь. Когда она обветшала, барин продал ее деду Зои Серафимовны и тот смастерил себе дом из купола этого храма. Дом получился необычный, в нем было множество углов и потолок в виде зонтика. Семья деда прожила в этом доме довольно продолжительное время, а когда был построен новый дом, доски от старого использовали для строительства курятника, который стоит до сих пор.
После революции барский дом подвергся грабежу, а о судьбе хозяев ничего не известно.
5. НАПЛЕВАТЬ НА СВЯТЫНЮ
После ареста батюшки, стали издеваться над храмом. Сбрасывали и глумились над иконами. Бросали на дорогу, давили машинами, рубили топором. Разрубленная икона из церкви до сих пор храниться у одной жительницы села. В Княжево была пекарня, и многие иконы послужили дровами для ее печи.
А вот что стало с храмовыми колоколами – тайна. Жители утверждают, что один из них был спрятан – то ли в реке, то ли зарыт в землю и верят, что колокол обязательно найдут.
Председателем сельсовета в ту пору был Корнеев Кузьма Васильевич. Ростом он был маленький и запомнился всем односельчанам отвратительной привычкой – везде и всюду плевался особым образом. Корнеев и возглавил разорение святыни, а Амплеев Степан активно ему помогал. Даже залез в склеп барина Хвощинского, вскрыл цинковый гроб, вышвырнул останки, погрузил гроб на тачку, отвез в Сатинку и сдал в металлолом. Чудом уцелевший старомодный парик с белыми локонами и сапожок барина еще долго валялись возле храма. Такая вот нелюбовь «к отеческим гробам…»
Церковь стояла до 1952 года. В ней уже не было ни окон, ни дверей, ни даже полов. Все убранство было разграблено. Разоренный храм и погребальные плиты стали местом игр деревенских детей. Ивлева З.С. вспоминает, что даже в таком печальном виде, храм представлял собой величественное зрелище. На стенах сохранились фрески и дети, в перерывах между играми, запрокинув головы, любовались древними росписями.

6. ПРИКАЗАНО УНИЧТОЖИТЬ
В 1952 году началось строительство плотины, Котовского водохранилища или «моря» — так его в народе называют сейчас. Для насыпи требовалось большое количество щебенки, и кто-то предложил для ее получения взорвать храм. Из области пришел запрос – подлежит ли церковь восстановлению? Корнеев – председатель сельсовета, плюнув своим особым манером, ответил: «Нет». И добро на уничтожение храма было получено.
Семья Смирновых жила в селе Княжево, напротив церкви. Хозяйка дома – Нина пела на клиросе. Ходила в Царевский храм пешком и не пропускала ни одной службы. И вот в один из октябрьских вечеров, было уже темно, Смирновы отчетливо услышали плач, доносившийся с улицы. Он был такой душераздирающий, что заставил хозяйку – Нину выйти из дома. Плач раздавался из церкви. Сердце защемило и почувствовало беду. Поиски плачущей женщины никакого результата не дали. А на следующий день приехали взрывать храм. Жители села решили, что оплакивала свой храм Богородица.
Приехавшие мужики сразу взялись за работу. В стенах храма надолбили ямочки, заложили туда взрывчатку и разогнали по домам всех любопытных. Тем, кто жил рядом с храмом приказали закрыть окна и шторы. Все были в ужасе от происходящего, но никто не осмелился встать на защиту храма. И вот прозвучали три взрыва. От первого – храм пошатнулся, но остался стоять, после второго — церковь осела, как будто кто- то ее придавил, а третий завершил разрушение святыни.
После превращения дома Божьего в щебенку даже плиты с могил возле храма не побоялись использовать для строительства. Алпацкая Людмила Ивановна призналась, что при строительстве фундамента для своего дома они использовали эти плиты, как бесплатный строительный материал.

7. ПОКАЯНИЕ-УДЕЛ СИЛЬНЫХ ДУХОМ
Прошло немало лет… То, что осталось от когда-то процветающего села, являет собой грустное зрелище. Давно уже нет ни храма, ни барского дома, а дома в деревне так поредели, что их можно посчитать по пальцам.
«Одни заслуживают прощения, а другие только прощания», наверное, эти слова Тиграна Бабаяна подходят как нельзя лучше к тем событиям, которые происходят сейчас в селе и дают надежду на возрождение этих, насыщенных историческими событиями, мест.
Приходя в зрелый возраст, человек часто задумывается о прожитой жизни, подводит итоги, осознает и раскаивается в тех или иных своих делах. Так случилось и с Варниковым Евгением. Этого человека тяготил поступок, который и за грех-то многие не считают. А вот он считал, и, искупая его, поставил крест на том самом месте, где стоял храм.
Однажды супруги Коровушкины Петр и Татьяна, возвращаясь с рыбалки, обратили внимание на это место. Остановились, сфотографировали крест на мобильный телефон и продолжили свой путь. Дома, рассматривая фотографии, они с удивлением обнаружили, что простой деревянный крест на фотографии сияет как золотой, а за ним просматривается силуэт храма…да, да того самого, который осквернили, разграбили и разрушили. А на фотографии он есть!
Евгений возлагал цветы к кресту, как мог, облагораживал место вокруг. А когда понял, что земная жизнь его подходит к концу, призвал сына — Геннадия и дал ему последний отцовский наказ – построить храм. «Трудно тебе будет — сказал он — но ты справишься, я знаю».
В феврале 2014 года начали расчищать площадку под строительство храма и уже через год храм Казанской иконы Божьей Матери на развилке трех сел уже стоял! Теперь он деревянный, бревенчатый. В этот же год на Казанскую возле него был совершен первый молебен. Погода была ветреная, морозная, но людей это не испугало, и их было не мало.
Елена Ермолова когда-то сказала «Когда принимаешь реальность как заслуженное наказание, счастье приходит пожалеть». Хочется верить, что вместе с покаянием и возведением храма на его историческом месте, в дома сельских жителей постучится счастье – пожалеть, а село будет возрождаться, ведь «свято место пусто не бывает».

Статья подготовлена воспитанниками объединения Основы Православной культуры МБУ ДО «Дом детского творчества». Руководитель:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Клюкина Нина Анатольевна

Информационные ресурсы

— Архивная справка – архивное уголовное дело №Р-10979
— «Святыни Тамбовской епархии» В. Кученковой,
— «По святым местам Тамбовской области» В.Лисюнин, О.Левин, Т.Толмачева
— «Забытые тайны старой рукописи» А.Н.Литовский
— Воспоминания Варниковой Юлии Никитичны записаны автором 19 марта 2015 года
— Воспоминания Пискаревой Зои Серафимовны записаны автором 21 марта 2015 года
— Воспоминания Тагановой Юлии Васильевны записаны автором 22 марта 2015 года
— Воспоминания Коровушкиной Алевтины Петровны записаны автором 25 марта 2015года
— Воспоминания Коровушкиной Татьяны Александровны записаны автором 27 марта 2015г.
— Архивные данные, размещенные на интернет сайте ТАМБОВГРАД.РУ
— http://tmbv.info/tambov-history/tambov-guberny/
— http://tambovgrad.ru/Tambovskaya-oblast/253-Knjazhevo-selo.html
http://wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/%D0%A5%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5

Посмотреть статью с фотографиями можно

тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *